Что такое дзэн?
В конце своей жизни Будда сказал: «Жизнь очень коротка; прошу вас исследуйте ее внимательно». В этом первое значение: исследование. Всем известно, что жизнь коротка, скоро закончится эта пьеса. За этим пониманием всегда стоит вопрос — Что есть «Я» на самом деле? Этот вопрос и то глубокое сомнение, которое он вызывает – это как раз то, с чем столкнулся Будда. Это также вопрос и нашей жизни – кто вы?
В Китае кусок мяса называют «чистое мясо», имея в виду, что оно не смешано ни с чем еще, как в колбасах. Люди всегда хотят, чтобы мясник дал им «чистого мяса». Жил в то время один человек, практиковавший Дзэн, который исследовал вопрос: «Кто имеет природу Будды?» – то есть, что есть «Я»? Целыми днями, как только это было возможно, он вглядывался в этот вопрос. Каждый день по пути на работу, ему приходилось проходить мимо лавки мясника. Каждый раз он слышал, как люди требуют чистого мяса, но не уделял этому особого внимания. Однажды, когда он проходил мимо лавки, какая-то женщина агрессивно требовала, чтобы мясник дал ей только «чистого мяса». Ее настойчивость вывела мясника из себя, и он закричал на нее: «Мадам! Какой кусок не чистый?» Когда тот человек услышал этот сердитый крик, он внезапно осознал, что все является «чистым мясом». Все имеет природу Будды. Что не имеет природы Будды? Он достиг просветления. Вот это настоящее исследование. Если оно постоянно и искренне, то результат придет обязательно.
На наших ретритах действуют храмовые правила. Первоначально эти правила были взяты из монашеского устава, разработанного одним из лучших учеников Ма Дзу – Дзэн-мастером Пай Чангом для Дзэн монастырей. Также как и правила Святого Бенедикта, этот устав основывался на правилах гармоничной совместной жизни. В наших храмовых правилах говорится также о том, как правильно практиковать. Более того, они содержат предписание относиться ко всему в мире с состраданием. Основным моментом для них, и для правильной практики Дзэн, является то, что мы называем «отпустить это». В храмовых правилах говорится: «Не цепляйтесь за свои мнения. Цепляться за свои мнения и отстаивать их – значит разрушать свою практику. Оставить все свои мнения. В этом правильный буддизм». Тут сказано о том, как правильно практиковать. Просто отпустите (то есть оставьте) каждое свое мнение. Как сказано в храмовых правилах – «Великое круглое зеркало не имеет ни нравится, ни не нравится». Это наша изначальная природа.
Вторая задача – отложить в сторону свое мнение, свои условия, свою ситуацию и вернуться к своей изначальной природе. В Мадджхима-никая, собрание сутр в Каноне Пали, один монах попросил Будду суммировать все его Учение в одном предложении. В течении сорока с чем-то лет Будда учил многим-многим вещам. Однако его ответ был простым: «Не привязывайтесь ни к чему». Вот оно, все в одном ядрышке – очень просто! Пятый патриарх достиг просветления, когда услышал такую строчку из Алмазной сутры: «Когда в твоем уме возникают мысли, не привязывайтесь к ним». Эти достойные люди древности всегда учили одному и тому же. Вся наша работа только в том, чтобы делать это. Таким образом, третьей задачей является «просто делать это».
Будда усердно практиковал в течении шести лет, Боддхидхарма в течении девяти лет сидел в пещере над храмом Шао Линь. Каким образом мы можем постичь то, что получили они? В действительности очень просто: вот в этот момент просто соберитесь в одном искреннем усилии, решая вопрос: Что есть «Я»? Это значит исследовать вплотную. Это значит отсечь мышление, проснуться от своих снов – «нравится, не нравится». В этот момент и вы, и Будда, и Бодхидхарма станут одним. Это последняя задача – проснуться и помочь этому миру. Это уже ум Будды. Однако все это мертвые слова, поэтому я задам вам вопрос: Как это может быть, чтобы вы и Будда и Бодхидхарма стали одним? Быстро! Отвечайте! Мышление вам не поможет.